УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Контрольные работы

по дисциплине

ИНФОРМАТИКА

Методические указания

УХТА 2007

УДК 338: 681.14 (075.8)

С32

Серкова, В.И.Контрольные работы по дисциплине «Информатика» [Текст]: метод. указания / В.И.Серкова – Ухта: УГТУ, 2007. – 28 с.

Методические указания предназначены для студентов безотрывной формы обучения специальности

Помимо 30 ‑ ти вариантов контрольных работ приведены также контрольные вопросы по всему курсу и список рекомендованной литературы, что дает возможность студентам самостоятельно изучить дисциплину.

Содержание указаний соответствует рабочей учебной программе.

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой прикладной математики и информатики протокол № 5 от 14.06.07 и рекомендованы к изданию.

Рецензент Туманова О.Н., доцент кафедры ПМИ.

Редактор Попова Н. Н.

В методических указаниях учтены замечания рецензента и редактора.

План 2007 г., позиция 77.

Подписано в печать 25.06.07. Компьютерный набор.

Объем 28 с. Тираж 100 экз. Заказ № 211.

© Ухтинский государственный технический университет, 2007

169300, г.Ухта, ул. Первомайская, 13.

Отдел оперативной полиграфии УГТУ.

169300, г.Ухта, ул. Октябрьская, 13.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

1ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.......................................................................................5

2. ЗАДАНИЯ................................................................................................... 7

3. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ............ 18

4.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ

ЗАДАЧИ........................................................................................................ 19

4.1 Основные понятия................................................................................... 19

4.1.1 Обработка списков............................................................................... 19

4.2.Формирование списка............................................................................ 19

4.2.1.Присвоение списку имени.................................................................... 21

4.2.2.Сортировка списков............................................................................. 22

4.3. Анализ списка с помощью фильтров.................................................... 23

4.3.1. Команда автофильтр..................................................................................................... 23

4.3.2. Настройка пользовательского автофильтра...................................... 24

4.4. Подведение итогов........................................................................................................... 26

5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список....................................................... 28

Введение

К прикладному программному обеспечению относятся средства, позволяющие пользователям решать конкретные задачи: набор текста, расчеты, построение диаграмм, создание графических изображений, обработка звука и видеоизображения и др. Крупные разработчики программного обеспечения объединяют самые популярные прикладные программы в комплекты – пакеты, включающие в себя обычно текстовый редактор, электронные таблицы, графический редактор, систему управления базами данных. Компоненты пакетов хорошо интегрированы и позволяют переносить информацию из одного в другой.

Наиболее популярным среди пользователей персональных компьютеров является пакет Microsoft Excel, программа презентации и слайдов Microsoft PowerPoint, клиент электронной почты и органайзер Microsoft Outlook, средство объединения документов Microsoft Binder, графический редактор Microsoft Graph, редактор математических формул Microsoft Eguation, Microsoft Access – система управления базами данных.

Целью изучения дисциплины "Информатика"является усвоение студентами знаний и навыков эффективного использования средств и методов работы с ПК при решении разнообразных экономических и управленческих задач. Для студентов заочной формы обучения основной акцент в учебной деятельности ставится на овладении основ­ными концепциями и понятиями базы данных, а также на их ознакомлении с практиче­ской реализацией различных типов баз данных при использовании персонального ком­пьютера (ПК).

Основным видом учебной деятельности студентов-заочников является са­мостоя­тельная работа с литературными и прочими информационными источни­ками. Кроме то­го, студенты имеют возможность выполнить ряд практических ра­бот в компьютерных классах института.

Средством контроля знаний студентов-заочников является контрольная работа, в которой студент должен показать усвоенные им теоретические знания и определенные практические навыки. В соответствии с учебным планом сту­денты должны выполнить одну контрольную работу. Ее необходимо сдать не позднее первого дня сессии.

Контрольная работа предусматривает выполнение студентом трех заданий. Первое и второе задания относятся к теоретическому содержанию учебной дис­циплины и требу­ют ознакомления с соответствующими литературными источни­ками и прочими инфор­мационными материалами. Третье задание связано с разра­боткой конкретной базы дан­ных с последующей его реализации в среде системы управления базами данных Micro­soft Access. При этом акцент в задании делается на разработку табличных данных, обеспечении связей между ними и формирова­нии различных запросов, форм, отчетов, страниц, макросов и модулей. Выполне­ние этих расчетов непосредственно на ПК преду­смотрено, на практических занятиях в период второй сессии.

Структура контрольной работы:

• титульный лист (наименование учебной дисциплины «База данных», специ­альность, курс, шифр группы, фамилия, имя, отчество автора);

• три раздела, начинающихся с полной формулировки задания;

• список использованной литературы.

Все страницы должны быть пронумерованы. Каждая страница работы должна иметь поля (в соответствии с общими требованиями к оформлению контрольных и курсовых работ) для замечаний рецензента.

Излагать материал работы следует с исчерпывающей полнотой в соответствии с по­лученными вариантами заданий. При этом должны соблюдаться требования всех дейст­вующих стандартов по оформлению текстовых документов, схем, рисунков, таблиц и библиографического списка литературных источников.

В данных методических указаниях будут рассматриваться задания по использованию электронных таблиц Excel:

Студенты заочного обучениявыполняют задания, как контрольную работу. По каждому заданию должно быть записано условие, последовательность действий при выполнении задания, результаты и, где необходимо-экономическая интерпретация. Вариант задания выбирается для студентов заочного отделения – по сумме трёх последних цифр зачётной книжки.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования будущий экономист-менеджер должен освоить основные понятия информационных технологий и особенности их использования в экономической и управленческой деятельности, изучить аппаратные и системные программные средства автоматизированных экономических информационных систем, ознакомиться с типовыми современными пакетами программ организации экономической и управленческой деятельности.

Контрольная работа должна содержать титульный лист, оглавление, текст контрольной с соответствующими заголовками и список использованной литературы. Образец титульного листа приведен в приложении.

В среднем объем контрольной работы должен составлять 10-20 страниц текста. Подготовка текста выполняется на компьютере в текстовом редакторе MS Word, рекомендуется использовать шрифт типа Arial. Размер шрифта 13 пунктов через 1 интервал, на одной стороне белой писчей бумаги форма­та A4. С левой стороны оставляют поле размером 30 мм, с правой - 15 мм, сверху - 20 мм, снизу – 20 мм.

Все страницы, за исключением титульного листа, нумеруются арабскими цифрами справа внизу.

Каждый раздел (глава) текста должен начинаться с нового листа. Перед названием раздела ставится его порядковый номер, в соответствии с оглавлением. Заголовки размещаются симметрично относительно центра страницы и выделяются прописными буквами. Перенос слов в заголовках не разрешается. Точка в конце заголовка не ставится.

Если раздел разбивается на подразделы, то они нумеруются двумя арабскими цифрами через точку. Первая цифра соответствует номеру раздела, вторая – порядковому номеру подраздела в данном разделе.

Иллюстрации в тексте (графики, рисунки, схемы и т.п.) выполняются в любом графическом редакторе. и вставляются в текст вблизи той части текста, к которой они относятся.

Иллюстрации обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и номера иллюстрации, разделенных точкой, например: Рис.1.1. Иллюстрация должна сопровождаться подписью, содержащей название рисунка и, при необходимости, пояснения к нему, которые располагаются снизу или слева. Если в тексте приведена одна иллюстрация, то её не нумеруют, а слово «Рисунок» пишут полностью.

Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и номера таблицы, разделенных точкой. Таблица должна иметь содержательный заголовок. Если в тексте приведена одна таблица, то её не нумеруют, а слово «Таблица» пишут полностью.

Библиографические ссылки допускается выполнять следующими способами:

- указанием в круглых скобках автора источника и года издания, например: «Известно (Королев Г.В., 1991; Тихомиров П.Л. и др.,1986)...». В этом случае библиографический список работе составляется в алфавитном порядке и не нумеруется.

- указанием в квадратных скобках номеров источников по мере упоминания их в тексте, например: «Как указано в работах [7, 8]...». В этом случае библиографический список составляется в порядке упоминания источников в тексте и нумеруется.

- в виде сносок – в сноске внизу страницы дается полное библиографическое описание источника. В этом случае библиографический список не оформляется.

ЗАДАНИЯ

1. По индивидуальному варианту заполнить содержательной информацией предложенную таблицу. Заменить формальные обозначения в критериях отбора (Х,У, ,..) на фактические таким образом, чтобы не было «пустых» выборок. При создании таблицы можно ограничиться 20 записями.

2. Сформулировать постановку задачи, то есть подробно ответить на вопросы:

• . какую информацию и в каком виде мы имеем;

• что и в каком виде хотим получить;

• как связана входная информация с выходной;

• какой инструмент обеспечит решение поставленной задачи.

Все понятия, на которые ссылаются в постановке задачи, должны быть однозначно определены. Грамотная постановка задачи является основой выполнения работы и обеспечивает получение содержательного результата.

3. Сформировать и обработать базу данных в Ехсеl.

• Результаты обработки списков

4. Оформить контрольную работу с использованием текстового процессора Microsoft/Word в соответствии с требованиями, предъявляемыми к шрифтовому оформлению курсовых работ. Содержание отчета:

• Постановка задачи

• Описание основных этапов работы с табличным процессором Ехсе1 по построению и обработке списков.

• Результаты

• Выводы и заключение

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

№ в-та Формулировка задания
1. 1 Основные характеристики вычислительных машин. 2. Назначение электронных таблиц 3. Разработать базу данных для учета клиентов банка и их вкладов. В базе предусмотреть ФИО, вид вклада, номер счета, дата, приход, расход, остаток, подпись, начисленные суммы. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О вкладах, внесенных в банк в Х году; 2) О начисленных суммах меньших У;
2. 1. Windows. Возникновение, отличительные особенности и развитие. 2.Основные понятия MS Excel 3. Разработать базу данных для учета успеваемости студентов экономи­ческих специальностей по трем предметам. В базе предусмотреть ФИО, дату рождения, номер группы и номер зачетной книжки, дис­циплины, оценки, домашний адрес, домашний телефон. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О студентах, получивших отличные оценки; 2) О студентах, возраст которых больше Х лет.
3. 1. Общая характеристика офисных пакетов программ. Основные требования, которым они должны удовлетворять. Примеры пакетов. 2. Основы работы с листом MS Excel 3. Разработать базу данных по учету владельцев земельных участков в мэрии города Ухты. В базе предусмотреть ФИО владельцев, дата рождения, место основной работы, домашний адрес, рабочий и до­машний телефон, площадь участка, адрес расположения участка, вид собственности на него. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О владельцах участков, площадь которых больше Х: 2) О владельцах участков, у которых дата рождения У.
4. 1 Основные характеристики вычислительных машин. 2. Использование формул в Excel 3. Разработать базу данных для учета движения товаров бытовой химии на оптовой базе. Наименование товара, количество, единица измере­ния, количество единиц в упаковке, когда поступил, срок годности, куда и сколько отгружено, по какой цене, сумма к оплате. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О товаре, срок годности которого, меньше Х; 2) О товаре, цена которого, больше У.
5. 1. Windows NT. Отличительные особенности и возможности. 2. Форматирование листов в Excel 3. Разработать базу данных для учета граждан, которым заменили пас­порта старого образца на новые. В базе предусмотреть наличие сле­дующих данных: ФИО, пол, дата рождения, место рождения, номер и серия старого и нового паспортов, кем выдан, когда выдан, код под­разделения, место регистрации, отношение к воинской обязанности, семейное положение, дети: пол, ФИО, дата рождения. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О гражданах, имеющих Х детей; 2) О гражданах, получивших паспорт не позднее У года.
6. 1. Интегрированные пакеты программ. Общие принципы построения. Типичный состав. Примеры. 2.Редактирование листов в Excel 3. Разработать базу данных по учету лекарственных препаратов в аптеке. Наименование лекарства, кто производитель, количество, единица из­мерения, количество единиц в упаковке, когда поступил, срок годно­сти, по какой цене продано, сколько продано за месяц, квартал, год. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О лекарстве, срок годности которого, истек; 2) О лекарстве, количество единиц в упаковке которого, больше У.
7. 1. Перспективы развития ОС для ПК. 2. Печать листов в Excel 3. Разработать базу данных по предприятию, выпускающему мебель. Наименование мебели, кто производитель, количество, единица изме­рения, количество единиц в упаковке, когда поступил, по какой цене продано, сколько продано за месяц, квартал, год. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О мебели, цена которой больше Х; 2) О мебели, поступившей позднее У месяцев.
8. 1. Поколения персональных компьютеров. История и перспективы развития IBM-совместимых ПК. 2. Применение инструментальных средств Excel для решения задач менеджмента 3. Разработать базу данных по учету граждан, стоящих в очереди на улучшение жилья в мэрии города Ухты. В базе предусмотреть ФИО нуждающегося в улучшении жилищных условий, состав его семьи, площадь занимаемой квартиры, домашний адрес и телефон, где рабо­тает, кем работает, на какую квартиру претендует. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О гражданах, имеющих Х детей; 2) О гражданах, жил площадь которых меньше У кв.метров.
9. 1. Текстовые процессоры. Основные функции. Разновидности. 2. Основные встроенные функции Microsoft Excel 3. Разработать базу данных по учету проектных работ, выполненных в объединении Коми-проект. Вид проектируемого объекта, место строительства, заказчик, срок выполнения, вид оплаты, срок оплаты. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О объектах, срок оплаты которых, больше Х лет; 2) О объектах, срок выполнения которых, меньше У лет;
10. 1 Классификация пакетов прикладных программ. 2.Статистический анализ 3. Разработать базу данных по учету работников автотранспортного предприятия города Ухты. ФИО, дата рождения, пол, должность, уровень квалификации, образование, место, работы. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О работников, которые родились Х лет назад; 2) О работников, у которые образование – высшее.
11. 1. Особенности программного обеспечения ПК. Трехуровневая структура ПО ПК. 2.Построение диаграмм в Excel 3. Разработать базу данных по учету продуктов питания, включающий в себя наименование, дату изготовления и срок годности (в месяцах), если истек срок годности (вывести сообщение "Негоден!"). Для остальных продуктов определить оставшийся интервал годности в днях. В случае, если до окончания срока годности осталось менее месяца, вывести сообщение "Срочная реализация". Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О продуктах, срок годности которых, меньше Х месяцев. 2) О продуктах, дата изготовления которых У.
12. 1. Структурная схема персонального компьютера. Охарактеризовать основные составные части ПК. 2. MS Excel и управление данными. 3. Разработать базу данных для клиентов банка, арендующих сейфы, с указанием сроков аренды (в днях). В списке предусмотреть графу "Постоянный клиент" с пометками "Да", для которых предусмотреть скидку 10% от расчетной стоимости аренды. Определить стоимость аренды для каждого клиента с учетом следующих тарифов: до 30 дней аренды - 20 руб./сутки; от 30 до 60 дней - 15 руб./сутки и свыше 60 дней - 12 руб./сутки. Предусмотреть возможность пересчета арендной платы в зависимости от базовой, и качестве которой взять аренду до 30 дней. Для расчетов использовать MS Excel. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О клиентах, имеющих Х% скидку; 2) О клиентах, арендующих сейфы более У дней.
13. 1.Какие периферийные устройства используются в современных компьютерах? 2. Списки, имена и фильтры. 3. Разработать базу данных - овощей, хранящихся на базе в течение года Известен начальный объем запаса товара в натуральных единицах по каждому из наименований. Рассчитать убыль по каждому наименова­нию в течении года, если естественная убыль осеннего периода со­ставляет - 3%, зимнего периода 2%, весеннего периода - 4%, летнего периода -5%. Предусмотреть изменение цены овощей, с целью ком­пенсации убытков от естественной убыли продуктов. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О овощах, изменение цены которых, меньше Х; 2) О овощах, естественная убыль которых, меньше У%.
14. 1.Общая характеристика офисных пакетов программ. Основные требования, которым они должны удовлетворять. Примеры пакетов. 2. Применение ЭВМ в научных исследованиях 3. Разработать базу данных по товарам, относящимся к парфюмерии и косметике, с указанием их цен на начало года. Рассчитать цены каж­дого товара на 1 -е число каждого месяца и конец года, компенсирую­щие потери от инфляционного процесса. Уровень инфляции в процен­тах для каждого месяца года взять в пределах от 1% до 4%. (Расчеты выполнить в Евро). Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О товарах, изменение цены которых, меньше Х; 2) О товарах, изменение цены которых, больше У.
15. 1 Электронные таблицы. Основные функции. Разновидности. Примеры 2.Применение ЭВМ в медицине 3. Разработать базу данных значений курса доллара США (в рублях), ус­тановленные Центральным банком Российской Федерации на 1-е чис­ло каждого месяца, а также месячные индексы инфляции в течение года (в процентах). Рассчитать уровень инфляции с начала года на 1-е число очередного месяца (в процентах), и реальный (с учетом инфля­ции) курс валюты в относительных единицах (относительно курса на 1-е января прошедшего года). Для расчетов использовать MS Excel. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О месяце, в котором инфляция доллара меньше Х%; 2) О месяце, в котором инфляция доллара больше У%.
16. 1. Дать понятие интерфейса. Пользовательский интерфейс. Привести примеры. 2.Применение ЭВМ в образовании 3. Разработать базу данных ассортиментного перечня продукции, произво­димой хлебокомбинатом. В базе указать: перечень хлебобулочных изде­лий, разделив его на группы, единицы измерения, количество, сколько в транспортной таре, сколько изготовлено и отгружено, цена, сумма. Для расчетов использовать MS Excel. Подготовить документы, содержащие сведения: Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О хлебобулочных изделиях, цены на которые, меньше Х; 2) О хлебобулочных изделиях, изготовлено которых, больше У.
17. 1. Windows. Возникновение, отличительные особенности и развитие. 2.Пакет Microsoft Office. 3. Разработать базу данных владельцев пакетов акций, имеющих акции нескольких различных предприятий, указав число акций по каждому из предприятий, их номинальную и рыночную стоимость одной ак­ций и размер дивидендов (в процентах к номиналу). Рассчитать для каждого предприятия рыночную стоимость пакета акций, сумму ди­видендов и вывести сообщение "Докупить акции", если сумма диви­дендов превышает 10% от рыночной стоимости акций, "Продавать ак­ции", если сумма дивидендов ниже 1% от рыночной стоимости акций. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) о стоимость пакета акций меньшей Х руб. 2) о сумме ди­видендов большей У руб.
18. 1. Структурная схема персонального компьютера. Охарактеризовать основные составные части ПК. 2.Интерфейс Microsoft Office 3. Разработать базу данных студентов с указанием фамилий и результа­тов сдачи трех экзаменов (оценки - 5, 4, 3, 2 не явился). Известны: размер базовой стипендии - 200 руб., надбавка при сдаче экзаменов на "хорошо" и "отлично" - 25% и надбавка при сдаче только на "отлично" - 50% (в процентах к базовой стипендии). Рассчитать для каждого студента размер его стипендии, которая не назначается при хотя бы одной неудовлетворительной оценке. Подготовить документы, содержащие сведения: 3) о студентах, которые получают стипендию меньше Х руб. 4) о студентах, стипендия которых больше У руб.
19. 1. Что такое микропроцессор? Поколения микропроцессоров. 2.Использование MS Power Point 3. Разработать базу данных на работниц с указанием их ФИО и окладов. Рассчитать размер премии для каждой из работниц к Международно­му женскому Дню 8-е марта пропорционально окладам работниц в пределах выделенной суммы премии. Рассчитать также общую сумму выплат с учетом подоходного налога (13%). Подготовить документы, содержащие сведения: 1) о работницах, размер премии которых меньше Х руб. 2) о работницах, общую сумму выплат которых больше У руб.
20. 1.Использование MS Access . Основные понятия баз данных. 2.Текстовые процессоры. Основные функции. Разновидности. Примеры 3. Разработать базу данных исполнителей завершенных работ. В базе предусмотреть ФИО работников, стоимость работы, даты планового и фактического окончания работы. Если работа выполнена раньше, чем за 15 дней, исполнитель поощряется денежной суммой в размере 10% от стоимости работы. Если работа выполнена с опозданием, то испол­нителю начисляется пеня размером в 0,5% от стоимости работ за каж­дый день просрочки. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) о работе, стоимость которой меньше Х руб. 2) о работниках, выполнивших работу за У дней.
21. 1.Знакомство с Microsoft Access. Таблицы. 2. Списки, имена и фильтры в Excel. 3. Разработать базу данных работниц, с указанием ФИО, окладов и ко­личества детей-иждивенцев у каждой из работниц. Рассчитать сумму доплат на одного ребенка и всех детей в семье каждой работницы и общую сумму к выплате (с учетом оклада, доплаты и подоходного на­лога). Причем, доплата производится по системе: при 1 ребенке - 300 руб., при 2-х - 250 руб. на каждого ребенка, при 3-х и более детей -225 руб. на каждого ребенка Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О доплате на Х детей; 2) О общей сумме доплат меньшей У.
22. 1.Знакомство с Microsoft Access. Запросы. 2. Печать листов в Excel. 3. Разработать базу данных клиентов типографии, печатающей различ­ные виды продукции: бланки, проспекты, листовки и т.п. В списке имеется графа "Постоянный клиент" с пометками ''Да" для части кли­ентов. Известны соответствующие объемы заказов клиентов в количе­стве экземпляров. Рассчитать стоимость каждого заказа с учетом сле­дующих расценок: печать до 1 000 экз. - 8 руб. за лист; от 1 000 до 2 000 экз. - 6 руб. за лист; свыше 2 000 экз. - 5 руб. за лист. Причем, по­стоянным клиентам предоставляется скидка 10% от расчетной суммы заказа. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О стоимость каждого заказа меньшей Х; 2) О постоянном клиенте У.
23. 1.Знакомство с Microsoft Access. Формы. 2. Основы работы с листом MS Excel 3. Разработать базу данных работников торговой фирмы с указанием ФИО и зарплаты (в рублях). Рассчитать величину средней зарплаты и суммы доплат части работников, размеры которых определяются по правилу: 500 руб., если зарплата работника составляет 50% - 67% от средней зарплаты; 750 руб., если зарплата работника составляет 49% и менее от средней зарплаты. Рассчитать также общую сумму выплат каждому работнику (с учетом окладов, доплат и подоходного налога). Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О зарплата работника, меньшей Х; 2) ) О общей сумме выплат, больших У.
24. 1. Знакомство с Microsoft Access. Отчеты. 2.Построение диаграмм в Excel 3.Разрабо­тать базу данных работников магазина с указанием ФИО, должност­ных окладов и сумм штрафов для некоторых работников (в рублях), которые вычитаются из окладов работников. Задан размер премии, которая подлежит распределению пропорционально окладам среди всех работников. Причем, к премии добавляется и сумма штрафов. Рассчитать размер премии каждому работнику и общую сумму выплат с учетом подоходного налога. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О премии каждому работнику, меньшей Х; 2) О общей сумме выплат, больших У.
25. 1.Локальные вычислительные сети (ЛВС) 2. Электронные таблицы. Основные функции. Разновидности. Примеры 3. 3. Разработать базу данных графиков движения транспортных средств по маршрутам в городе Ухте. Интервал движения автобусов 5 ми­нут. Максимальное время движения в одном направлении 60 минут. В базе предусмотреть номер маршрута, тип транспортного средства, ФИО водителя и кондуктора, количество рейсов и время начала и окончания каждого интервала движения. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О номере маршрута на котором количество рейсов, меньше Х; 2) О номере маршрута на котором интервала движения, больше У.
26. 1.Глобальная сеть Internet. 2. Списки, имена и фильтры в Excel. 3. Разработать базу данных по учету больных, имеющих различные за­болевания, которые наблюдаются цеховыми терапевтами. В базе пре­дусмотреть следующие данные: ФИО больного, сколько ему лет, где работает или учится, домашний адрес и телефон, вид заболевания, чем болел ранее. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О больных, вид заболевания которых Х; 2) О больных, которые работают в организации У.
27. 1. Электронные таблицы. Основные функции. Разновидности. Примеры 2.Outlook Express 3. Разработать базу данных по учету зубных паст, реализуемых в магазине, которая содержит следующие данные: наименование, вес, дата изготов­ления, срок реализации, количество в упаковке, общее количество, цена, сумма. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О зубных пастах, вес которых, меньше Х; 2) О зубных пастах, срок реализации которых, меньше У.
28. 1.Дать понятие интерфейса. Аппаратный интерфейс. Привести примеры. 2. Адресная книга. 3.Разработать базу данных для учета строительных материалов, храня­щихся на складе и содержащую следующие данные: наименование мате­риала, единица измерения, количество в наличии, ежедневный расход, остаток, потребность в будущем, цена, сумма денег необходимых для создания необходимого запаса. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О строительных материалах, цены на которые, меньше Х; 2) О строительных материалах, количество которых, больше У.
1.Основные концепции Windows. 2.Классификация пакетов прикладных программ. 3. Разработать базу данных для учета заявок на приобретение новых мате­риалов электротехнического назначения, в которой предусмотреть дан­ные: дата подачи заявки. ФИО заказчика, его домашний адрес и телефон, наименование товара, количество, дата исполнения заказа, цена приоб­ретенного товара, расходы на реализацию заказа, необходимость даль­нейшей закупки и количество. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О товаре, цена которого, меньше Х; 2) О дата исполнения заказа, которая, меньше У.
30. 1.Методы защиты информации. 2.Структура программного обеспечения ЭВМ. Понятие о системном и прикладном ПО 3. Разработать базу данных по учету пенсионных удостоверений, выдан­ных пенсионным фондом, которая содержит данные: наименование ор­гана выдавшего удостоверение, номер удостоверения, ФИО получателя, год рождения, вид пенсии установленной гражданину - по старости, по случаю потери кормильца и на какое количество членов семьи, за выслу­гу лет, в соответствии с какой статьей и какого закона, размер пенсии, коэффициент средней заработной платы гражданина, вышедшего на пенсию, по отношению к средней заработной плате по России, с какого и по какое число назначена пенсия, дата выдачи удостоверения, кем под­писано удостоверение. Подготовить документы, содержащие сведения: 1) О размере пенсии, меньшей Х; 2) О размере пенсии, назначенной по старости, большей У.

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В начале каждого раздела контрольной работы следует привести полную формулировку соответствующего задания (как ею общую часть, так и текст ин­дивидуального варианта).

Рекомендуемый объем материала по каждому из заданий – не менее 8-10 страниц рукописного текста средней плотности в тетради или 4-5 листов, выпол­ненные на компьютере формата А4. По некоторым темам, не нашедшим доста­точно полного освещения в литературе и прочих информационных источниках, объем их изложения может быть сокращен. В исключительных случаях при обосно­вании студентом невозможности отыскать необходимые сведения тематика инди­видуального задания может быть скорректирована или заменена по согласованию с преподавателем. Не допускается "слепое" копирование крупных текстовых бло­ков из используемых книг и журналов, необходима обязательная обработка с вы­членением собственного отношения.

В процессе рецензирования контрольной работы будет оцениваться:

- субъективное мнение студента в части оценки эффективности (перспектив­ности) использования данного типа баз данных,

- степень самостоятельности и активности в поиске необходимых для кон­трольной работы сведений (в качестве дополнительных источников информации могут быть использованы периодические издания, популярные и профессиональ­ные журналы компьютерной тематики, документация по программному обеспе­чению и пр., приветствуется поиск необходимой информации в компьютерной се­ти Internet.)

Выполняя задание, необходимо приводить рисунки, схемы, таблицы, фор­мулы, графики. Не допускается использование в тексте работы профессионально­го жаргона. Можно использовать только общепринятые аббревиатуры. Все другие аббревиатуры и сокращения должны быть правильно введены автором в тексте работы (они указываются в начале работы, после содержания).

Вся совокупность тем первых двух вопросов почти полностью раскрывает содержательную часть рабочей программы дисциплины. Следовательно, перечис­ленные темы окажут непосредственную помощь студенту при изучении дисцип­лины и при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

4.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

Основные понятия

Обработка списков

Список и его составные элементы: поля и записи. Структура списка. Поддержание данных в актуальном состоянии. Сортировка. Создание и применение фильтров. Подведение итогов. Обработка структурированных данных с помощью сводных таблиц.

Одной из наиболее часто решаемых с помощью электронных таблиц задач является обработка списков, которые в каждом конкретном случае могут называться по-разному: телефонные списки, списки активов, пассивов, список товаров и др. Поэтому Ехсе1 имеет богатый набор средств, которые позволяют упростить обработку таких данных.

Термины "база данных" и "список" фактически являются синонимами. Однако далее будем придерживаться принятого в Microsoft соглашения и называть структурированные таблицы в документах Ехсе1 списками. Базой данных будем называть файлы таблиц, созданные другими системами обработки данных, такими как Мicrosoft Access, dBase или FоxPго.

Каждая таблица имеет строки, которые также называются записями, и столбцы, которые называются полями. Каждое поле заполнено данными одного типа, поэтому все записи в списке имеют одинаковую структуру.

Работа со списками в Ехсе1, как и работа с любыми наборами данных, сводится к некоторому набору стандартных операций:

1. Поддержание данных в актуальном состоянии

1.1. Добавление новых записей (строк),

1.2. Удаление записей.

1.3. Корректировка (внесение изменений) в уже существующие записи.

2. Сортировка записей по какому- либо признаку.

3. Отбор записей по какому-либо критерию.

4. Подведение итогов.

Формирование списка

Для обеспечения эффективности работы со списками необходимо соблюдать следующие правила при их создании:

1. Каждый столбец должен содержать однородную информацию.

2. Одна или две верхние строки в списке должны содержать метки, описывающие назначение соответствующего столбца.

3. Необходимо избегать пустых строк и столбцов внутри списка.

Правило 1 предполагает, что, например, при создании списка персонала можно отвести один столбец для табельных номеров работников, другой - для их фамилий, третий - для их имен, четвертый - для даты приема на работу и т.д. Это же правило запрещает размещать в одном столбце разнородную информацию, например, номер телефона и год окончания школы.

Правило 2 обеспечивает присвоение имен полям. Эти имена постоянно используются при обработке списков.

Правило 3 обеспечивает возможность работы со списком как с единым целым. В идеале на рабочем листе не должно быть ничего, кроме списка. Если это невозможно, то список нужно отделить от других данных по крайней мере одной пустой строкой и пустым столбцом.

На рис.4.1 приведен список из 10 столбцов.

Рис.4.1

Заголовки выделены с использованием команды меню Формат ►Ячейки ►Формат ячееквкладки Шрифти Рамка.

Новые данные можно добавлять непосредственно в конец списка. Весьма удобным может оказаться построчное редактирование списка с помощью стандартной экранной формы. Для этого выделите какую-либо ячейку (одну!) в списке и выполните команду Данные ►Форма. На рис. 4.2 приведен пример такой формы для списка (рис.4.1).

Рис.4.2.

В строке заголовка формы выводится имя рабочего листа, содержащего редактируемый список. В левой части формы расположены заголовки столбцов списка и поля ввода соответствующих значений. Поле ввода отсутствует, если столбец содержит формулы. В нашем примере это столбцы Суммаи Тариф.

В правом верхнем углу формы выводиться счетчик, указывающий номер теку щей строки (записи) и количество строк в списке (без учета строки заголовков). Справа располагаются кнопки управления списком.

Для добавления новой строки (записи) в список щелкните кнопку Добавить.

Чтобы вернуться на рабочий лист, нажмите на кнопку Закрыть.

Для коррекции в списке исходных данных найдите с помощью полосы прокрутки в диалоговом окне формы нужную запись.

Для удаления записи из списка щелкните кнопку Удалить.

Далее последует запрос на подтверждение этой операции.

Кнопка Критериииспользуется для поиска данных в списке. Если эта кнопка нажата, то появится диалоговое окно, которое заполняется так же, как при создании интервала критерия (см. ниже Расширенный фильтр).

Присвоение списку имени

Чтобы присвоить имя списку:

1. Выделите весь список, включая заголовки столбцов;

2, Напечатайте в области ссылок (перед строкой формул) База_данных (между двух слов вставлен символ подчеркивания, для того чтобы они воспринимались как единое целое).

Присвоение списку имени и его автоматическое переопределение по мере расширения списка удобно во многих случаях.

Если всему списку было присвоено имя База_данных,то при добавлении строк с помощью стандартной экранной формы (по нажатию кнопки Добавить) они (строки) автоматически включаются в определение имени База__данных.

Сортировка списков

Ехсе1 предоставляет многочисленные способы сортировки (упорядочения) интервалов ячеек рабочих листов независимо от того, считается ли данный интервал списком. Возможна сортировка по строкам или по столбцам, по возрастанию или убыванию, с учетом или без учета прописных букв. Можно даже определить пользовательский порядок сортировки, например, упорядочить названия отделений компании по их географическому положению (север, юг, восток и запад), а не по алфавиту.

Пример.

Продемонстрируем сортировку на списке рис. 4.1. Нужно отсортировать список по столбцу Бригада.Для этого:

1) выделите одну ячейку (не интервал) в этом списке;

2) выполните команду Данные ►Сортировка;

3) откроется диалоговое окно Сортировкарис.4.3;

4) выберите поле, по которому нужно сортировать (в этом примере - Бригада).

Рис. 4.3

Рекомендуется сразу же проверять результат сортировки. Если результат не устраивает, воспользуйтесь командой Правка ►Отменитьи восстановите предыдущий порядок строк в списке.

Для восстановления исходного порядка строк в списке после различных сортировок, необходимо сортировки создать столбец с номерами строк. В нашем примере это столбец №п/п.Это позволяет восстановить первоначальный порядок строк, отсортировав список по этому столбцу.

Пользуясь командой Сортировка...,можно сортировать список по нескольким столбцам. Для этого необходимо использовать поля Затем по в диалоговом окне Сортировка диапазона(рис.4.3).

Можно сортировать только часть списка; для этого необходимо выделить интервал и только после этого активизировать окно Сортировка.


4190802241604953.html
4190828004717504.html
    PR.RU™